Удивительный полуостров, издавна привлекавший внимание представителей самых разных этнических групп.
Античные греки, отважные скифы и сарматы, хазары и печенеги, славяне, ловкие и находчивые итальянцы, ногайцы, половцы, турки и другие народы оставили свой след в истории этой земли, наложили отпечаток на историю и культуру населения Крымского полуострова.
Для женского костюма была характерна многослойность. Традиционно базовым элементом наряда являлась длинная льняная или шелковая рубаха – кольмек. Крымские татары до середины XX в. не были монолитной общностью.
Среди них выделялись исторически сложившиеся группы: горные, южнобережные и степные татары. Поэтому существовали локальные варианты в цветовых решениях одежды, в орнаменте и некоторых других деталях.
Рубаха комплектовалась с широкими штанами, собранными в области щиколотки. Очень интересно они изготавливались: верхняя часть шилась из белой ткани, а нижняя, которая виднелась из-под рубахи – цветная.
На рубаху надевали антер – платье из атласа или шелка с глубоким вырезом или распашное.
В вырез прикреплялась вставка с вышивкой или с нашитыми монетками. У степных татар на рубеже XIX-XXвеков — плетёное из мелких жемчужин украшение в виде сетки.
Юбка платья была расклешённой, широкой. А лиф – подчеркивал фигуру обладательницы наряда. Съёмный элемент, добавлявший торжественности костюму – нарукавники из дорогой ткани, например из бархата, украшенные золотной вышивкой.
Здесь хорошо видна искусная вышивка на нарукавниках.
Поверх антера женщины носили расшитый бархатный жилет или курточку.
Обязательным элементом костюма был передник, представлявший собой неширокое полотно нарядной ткани с искусной отделкой тесьмой или с вышивкой. Детали, по которым можно определить возраст обладательницы костюма – это длина платья-антер. У девушек юбка доходила до колен, у замужних женщин – до икр.
Самые длинные юбки – длиной до пят – носили пожилые женщины. Постепенно нарядный передник стал также частью костюма пожилых женщин, тогда как для молодых передник имел утилитарное значение. Роль пояса выполнял шелковый кушак, несколько раз обёрнутый вокруг талии и застегнутый на массивную пряжку.
Пояс традиционно в разных культурах имел сакральное значение. Частью свадебного костюма являлся тканный из серебряных нитей пояс, который женщина носила всю оставшуюся жизнь.
Многослойность распространялась и на головные уборы. В ходу были платки. Нижний (ханэ) – наименьший по размеру и плотности носили на затылке. Каим – постоянный платок, создававший второй слой – носился по-разному в зависимости от местных традиций.
Третий платок – чембер – самый большой и нарядный, складывали по диагонали, завязывали в области затылка. Для праздничного варианта головного убора использовались налобные повязки, крепившиеся под нижним платком и украшенные золотыми монетками. К традиционным головным уборам следует отнести и чалмы, которые, как известно, представляют собой длинный кусок ткани, обёрнутый вокруг головы.
В отличие от замужних женщин, чей статус предполагал исключительно чалму белого цвета, девушки могли носить цветные чалмы. Интересно отметить, что популярные среди мужского населения фески изначально считались исключительно женским аксессуаром.
Мужчины освоили и присвоили его под турецким влиянием. Феска надевалась на платок или покрывалась сверху большим легким покрывалом.
Религиозные каноны предписывали скрывать лицо и фигуру от чужих глаз. Очень популярны были различные платки и шарфы. Существовало множество способов их ношения на голове. В конце XIX века для покрывал появилось общее название – чадра. Традиционное покрывало, окутывавшее голову и фигуру девушек по достижении зрелости, называлось фередже-марама. Позже оно стало частью костюма замужних женщин.
В качестве обуви использовались сапожки – ичиги, которые в праздничном в праздничном варианте могли выглядеть очень нарядно.
Огромное спасибо всем, кто поставит палец вверх и поделится статьёй в соцсетях! Подписывайтесь по ссылке: Блог стилистки!
Стилист Ирина, список моих услуг тут: услуги стилистки.