Как бывший преподаватель предмета «Информационные жанры журналистики» я смотрю на Дзен как на своеобразное объединение СМИ со своими особенностями и законами.
Самая яркая «фишка» площадки Яндекс.Дзен — это заголовки. Копируя друг друга, авторы выработали совершенно особый вид заголовков. И обесценили, сделали нежизнеспособными другие виды этой части статьи, десятилетиями существовавшие до этого.
Коротенький теоретико-исторический экскурс.
Задач у заголовка всегда было две: проинформировать читателя о содержании материала и одновременно заставить его читать дальше. В классической журналистике (господи, тут надо взрыднуть, она же почти умерла) разные исследователи выделяли разные типы заголовков.
Обобщу для простоты:
Информационный заголовок. Пример: Женя Борисова написала статью о заголовках.
Заголовок-интрига. Пример: Написан уникальный текст о заголовках, для которого невозможно подобрать заголовок.
Заголовок-цитата. Женя Борисова: «Классический заголовок умер».
Заголовок — игра слов: «Фарш несогласных» (это не я, это «КоммерсантЪ», который славится своими заголовками).
Так вот: ни один из этих заголовков не жизнеспособен на Дзене, кроме, пожалуй, игры слов.
Но, к сожалению, большинство из нас с вами реальные шедевры может придумать разве что случайно. И то это не гарантирует успеха текста.
И вот почему. В газете/журнале раньше заголовок действовал в сочетании с заголовочным комплексом (подзаголовок, лид). Прочитав заголовок, ты «дополучал» информацию ещё в нескольких строчках под ним. А дальше уже принимал решение, читать ли дальше.
На Дзене ситуация такая: заголовок должен и проинформировать, и заинтриговать одновременно, при этом сделать и то, и другое железобетонно. Чтобы читатель был и проинформирован, и заинтригован одновременно. А это задача не из лёгких, советским журналистам и в страшном сне не приснилась бы. Подзаголовок на Дзене пишется меленько и не всегда читается проходящим мимо (пролистывающим ленту) человеком.
При этом автор на Дзене сталкивается ещё с некоторыми ограничениями:
- Если информация или интрига не будут раскрыты в тексте, то платформа ограничит показ текста.
- Если написать так, как пишут все современные онлайн-СМИ («3 способа…», «5 вещей, которые…»), то текст будет ограничен за кликбейт.
В таких, скажем прямо, нечеловеческих условиях авторы Дзена придумали свой вид заголовка.
Назовём, его так: сильно-информативно-ужасно-интригующий.
И кажется, что нужно писать уже именно так, если хочешь быть прочитанным.
- «Тестирую сорта редиски: сорт «Красный» хорош, а сорт «Оранжевый» меня удивил».
- «Позвонил другу в Занзибар, и узнал, почему бегемоты не болеют ковидом».
- «Чем меня удивил король российской эстрады, который распродаёт свои костюмы за миллионы».
Всё во мне протестует, когда я не только читаю такие заголовки, но и сама пишу их. За полгода на Дзене я экспериментировала с заголовками, и пришла к тому, что даже самый удачный заголовок-интригу или игру слов необходимо расшифровать после двоеточия, иначе всё. Никто не зайдёт. Например, был у меня текст «Подозрительно счастливая семья». Вышел «в печать», еле набирал дочитывания. Как только я дописала заголовок: «Подозрительно счастливая семья: о демонстрации чувств в эпоху соцсетей» — дело пошло веселее.
Но иногда я всё же прихожу к тому, что ради нормального заголовка я готова пожертвовать дочитываниями. Так, например, я пишу заголовки к моим рассказам, без расшифровки. Например:
Чем пахнет счастье или Одно из двух
Иногда думаю, может, революцию на Дзене замутить? Что-нибудь типа «Свободу блогеру!» или «Даёшь нормальные заголовки!»
А как долго вы придумываете заголовки для своих статей, если вы их, конечно, пишете?
Другие посты про Яндекс.Дзен читайте по #женя на дзене