В прошлой статье, посвященной праздничной одежде женщин-крестьянок, я вскользь упомянула о том, что в качестве наряда для особого случая могла использоваться так называемая «парочка» – комплект из рубахи и сборчатой юбки.
И у этой самой юбки не такой простой путь, как могло бы показаться на первый взгляд. Для обозначения юбок мог использоваться термин «понёва», тогда как «юпка» – это вовсе распашная верхняя одежда для тёплого времени года. Вот так все непросто. Но вернёмся к нашим понёвам.
Праздничная юбка-понёва
Юбку-понёву носили поверх длинной рубахи. В будничном варианте её подтыкали за пояс спереди или сбоку. Удобно, не правда ли?
В праздничном варианте такой вариант ношения признавался верхом неприличия. Праздничные понёвы шились из более дорогой ткани и были длиннее повседневных (длинная рубаха из-под них не выглядывала). Для отделки применялись шнур, тесьма, кружево, блёстки и т.д.
Наиболее богато украшались понёвы молодых женщин. В гардеробе у крестьянки могло насчитываться до 15 понёв на все случаи жизни (от разных степеней траура до всевозможных торжественных случаев).
Изначально понёва была одеждой замужних женщин. Первое надевание поневы запоминалось на всю оставшуюся жизнь, так как происходило в торжественной обстановке и очень оптимистично сравнивалось с хомутом, символизировавшим все прелести женской участи в замужестве.
Хотя есть мнение, что надевание понёвы связано с фактом полового созревания девушки и символизировало её готовность к замужеству и деторождению.
Получившая широкое распространение в южных губерниях понёва по праву считается древнейшим типом русской крестьянской одежды. Первые упоминания зафиксированы в письменных источниках Древней Руси.
Изначально она представляла собой 3 полотнища, державшихся на талии с помощью шнурка. В более поздних вариантах полотнища сшивались между собой, иногда между ними делались вставки из ткани другого цвета.
Праздничный шугай
Зажиточные крестьянки могли себе позволить праздничный шугай. Шугай – это верхняя одежда с длинными рукавами и сборками на спине. Носили его поверх сарафана. Мастерицы шили шугаи из бархата или парчи, украшали богатой вышивкой.
В XVII веке шугаи заняли место в гардеробах горожанок, а в более поздний период – XVIII и первой половине XIX вв – завоевали популярность в том числе у мещан и крестьян.
К концу XIX века шугай стал выходить из моды и превратился в элемент свадебного костюма. То есть «в моде» он был примерно 200 лет!!!
Душегрея
Душегрейки известны по иллюстрациям к русским народным сказкам.
Они представляют собой нагрудную женскую одежду. Как и шугай, душегрейка считалась признаком зажиточности, а то и богатства. У крестьянок она была редкой гостьей и шилась из дорогих тканей.
К концу XIX в. душегрею постигла участь шугая: она становится обрядовой (свадебной) одеждой.
На этом, пожалуй, завершу свой ознакомительный обзор праздничной крестьянской одежды. В следующий раз расскажу про обувь, аксессуары и головные уборы. Не переключайтесь!
Огромное спасибо всем, кто поставит палец вверх и поделится статьёй в соцсетях! Подписывайтесь на меня по ссылке: Блог стилистки!