Не делать, а быть. 10 мыслей Тит Нат Хана, расставляющих всё по местам


Книги Тит Нат Хана всегда небольшие, с короткими главами и простыми словами. Но читаешь их — и будто заглядываешь в бездонный колодец. И вдруг понимаешь, что в мире всё просто. Как же мы раньше этого не замечали?
В этой статье — 10 мыслей из книги «Искусство жить». Пробирают до спинного мозга.
Мы и есть наше дыхание
Мы размышляем, работаем, дышим, и нам кажется, что за этими действиями стоит «кто-то», кто их выполняет. Но когда дует ветер, не существует того, кто делал бы это за него. Это лишь ветер: если он не дует, значит, его нет. Говоря, что идет дождь, мы не подразумеваем, что дождь кем-то создан. Есть просто дождь, и он идет.
Если облако не плывет по небу, значит это не облако, и если цветок не распускается, значит это не цветок.

Не делать, а быть. 10 мыслей Тит Нат Хана, расставляющих всё по местам
Книги Тит Нат Хана всегда небольшие, с короткими главами и простыми словами. Но читаешь их — и будто заглядываешь в бездонный колодец. И вдруг понимаешь, что в мире всё просто. Как же мы раньше этого не замечали?
В этой статье — 10 мыслей из книги «Искусство жить». Пробирают до спинного мозга.
Мы и есть наше дыхание
Мы размышляем, работаем, дышим, и нам кажется, что за этими действиями стоит «кто-то», кто их выполняет. Но когда дует ветер, не существует того, кто делал бы это за него. Это лишь ветер: если он не дует, значит, его нет. Говоря, что идет дождь, мы не подразумеваем, что дождь кем-то создан. Есть просто дождь, и он идет.
Если облако не плывет по небу, значит это не облако, и если цветок не распускается, значит это не цветок.

За нашими действиями не стоит человек или нечто, что мы могли бы считать своим «я». Когда мы дышим, мы и есть наше дыхание. Когда действуем, мы и есть наши действия. В процессе работы и размышлений мы представляем собой работу и мысли.
Жажда действия
Некоторые люди говорят: «Не сиди просто так — сделай что-нибудь!». Но можно сказать и по-другому: «Не делай что-то просто так — посиди!». Остановка, пребывание в спокойствии и практика внимательности меняют наше бытие. Трансформируя гнев и тревогу, мы обретаем энергию спокойствия, понимания и сострадания, которая становится основой наших действий.
Бесцельность
Бесцельность не означает бездействие. Она означает, что вы перестаете гнаться за чем-либо. Освободившись от объектов желаний и влечений, мы осознаём, что счастье и свобода доступны прямо сейчас.
Сосредоточение на бесцельности предполагает погружение в «здесь и сейчас». Практикуя его, вы обнаруживаете все, к чему стремились, в настоящем моменте.
Прямо сейчас вы и есть тот человек, которым хотели стать.
Научиться быть
Мое имя Нат Хан переводится как «одно действие». Я долго пытался понять, что это значит. Затем ко мне пришло озарение: мое действие — это быть спокойствием и дарить спокойствие другим. Мы привыкли относиться ко всему с позиции делания, а не с позиции бытия. Нам кажется, что, ничего не делая, мы впустую тратим время. Но это не так.
В своей жизни мы должны в первую очередь быть. Какими? Живыми, спокойными, радостными, любящими. Именно в этом мир нуждается больше всего.

Не делать, а быть. 10 мыслей Тит Нат Хана, расставляющих всё по местам
Книги Тит Нат Хана всегда небольшие, с короткими главами и простыми словами. Но читаешь их — и будто заглядываешь в бездонный колодец. И вдруг понимаешь, что в мире всё просто. Как же мы раньше этого не замечали?
В этой статье — 10 мыслей из книги «Искусство жить». Пробирают до спинного мозга.
Мы и есть наше дыхание
Мы размышляем, работаем, дышим, и нам кажется, что за этими действиями стоит «кто-то», кто их выполняет. Но когда дует ветер, не существует того, кто делал бы это за него. Это лишь ветер: если он не дует, значит, его нет. Говоря, что идет дождь, мы не подразумеваем, что дождь кем-то создан. Есть просто дождь, и он идет.
Если облако не плывет по небу, значит это не облако, и если цветок не распускается, значит это не цветок.

За нашими действиями не стоит человек или нечто, что мы могли бы считать своим «я». Когда мы дышим, мы и есть наше дыхание. Когда действуем, мы и есть наши действия. В процессе работы и размышлений мы представляем собой работу и мысли.
Жажда действия
Некоторые люди говорят: «Не сиди просто так — сделай что-нибудь!». Но можно сказать и по-другому: «Не делай что-то просто так — посиди!». Остановка, пребывание в спокойствии и практика внимательности меняют наше бытие. Трансформируя гнев и тревогу, мы обретаем энергию спокойствия, понимания и сострадания, которая становится основой наших действий.
Бесцельность
Бесцельность не означает бездействие. Она означает, что вы перестаете гнаться за чем-либо. Освободившись от объектов желаний и влечений, мы осознаём, что счастье и свобода доступны прямо сейчас.
Сосредоточение на бесцельности предполагает погружение в «здесь и сейчас». Практикуя его, вы обнаруживаете все, к чему стремились, в настоящем моменте.
Прямо сейчас вы и есть тот человек, которым хотели стать.
Научиться быть
Мое имя Нат Хан переводится как «одно действие». Я долго пытался понять, что это значит. Затем ко мне пришло озарение: мое действие — это быть спокойствием и дарить спокойствие другим. Мы привыкли относиться ко всему с позиции делания, а не с позиции бытия. Нам кажется, что, ничего не делая, мы впустую тратим время. Но это не так.
В своей жизни мы должны в первую очередь быть. Какими? Живыми, спокойными, радостными, любящими. Именно в этом мир нуждается больше всего.

Пункт назначения
Когда древние люди впервые начали ходить и бегать, они либо гнались за кем-то, либо убегали от кого-то. Энергия погони и бегства встроена в каждую клетку нашего тела. Сегодня нам не нужно охотиться, бороться или убегать от опасности, однако мы по-прежнему вкладываем в свои движения ту же энергию.
Попробуйте ходить так, словно пункт назначения — в каждом шаге.
Из Homo erectus мы превратились в Homo sapiens, а теперь имеем все шансы стать Homo conscious — внимательными и пробужденными людьми. Представители этого вида будут ходить в свободе, ведь ходьба в спокойствии и свободе — прекрасный способ объединить абсолютное и историческое измерения и остановить наконец свой бег.
Слишком много мыслей
Философ Рене Декарт пытался доказать, что «я» существует, провозгласив: «Мыслю, следовательно, существую». Конечно, нельзя отрицать мышление и тот факт, что этот процесс имеет место. Однако проблема заключается в излишнем мышлении.
Люди думают о прошедшем дне и беспокоятся о завтрашнем, и эти мысли отвлекают от настоящего момента, от «здесь и сейчас». Когда мы попадаем в ловушку мышления, наш ум словно покидает тело, теряя связь с реальностью. Поэтому точнее будет сказать так:
Мыслю (слишком много), следовательно, существую (но не живу своей жизнью).
Ничто не исчезает
Первый закон термодинамики — закон сохранения энергии — гласит: ничто не может быть создано или уничтожено, все претерпевает трансформацию. Поэтому ошибочно считать, что после смерти мы исчезнем. Пока мы живы, наша жизнь есть энергия, однако и после смерти мы остаемся энергией. Она постоянно меняется и трансформируется, но никуда не исчезает.
Нельзя полагать, что после смерти ничего нет. Что-то не может стать ничем.

Пункт назначения
Когда древние люди впервые начали ходить и бегать, они либо гнались за кем-то, либо убегали от кого-то. Энергия погони и бегства встроена в каждую клетку нашего тела. Сегодня нам не нужно охотиться, бороться или убегать от опасности, однако мы по-прежнему вкладываем в свои движения ту же энергию.
Попробуйте ходить так, словно пункт назначения — в каждом шаге.
Из Homo erectus мы превратились в Homo sapiens, а теперь имеем все шансы стать Homo conscious — внимательными и пробужденными людьми. Представители этого вида будут ходить в свободе, ведь ходьба в спокойствии и свободе — прекрасный способ объединить абсолютное и историческое измерения и остановить наконец свой бег.
Слишком много мыслей
Философ Рене Декарт пытался доказать, что «я» существует, провозгласив: «Мыслю, следовательно, существую». Конечно, нельзя отрицать мышление и тот факт, что этот процесс имеет место. Однако проблема заключается в излишнем мышлении.
Люди думают о прошедшем дне и беспокоятся о завтрашнем, и эти мысли отвлекают от настоящего момента, от «здесь и сейчас». Когда мы попадаем в ловушку мышления, наш ум словно покидает тело, теряя связь с реальностью. Поэтому точнее будет сказать так:
Мыслю (слишком много), следовательно, существую (но не живу своей жизнью).
Ничто не исчезает
Первый закон термодинамики — закон сохранения энергии — гласит: ничто не может быть создано или уничтожено, все претерпевает трансформацию. Поэтому ошибочно считать, что после смерти мы исчезнем. Пока мы живы, наша жизнь есть энергия, однако и после смерти мы остаемся энергией. Она постоянно меняется и трансформируется, но никуда не исчезает.
Нельзя полагать, что после смерти ничего нет. Что-то не может стать ничем.

Потеряв близкого человека, мы скорбим по нему, но сосредоточение на пустоте и беззнаковости позволяет взглянуть вглубь и понять, что он по-прежнему существует — внутри нас и рядом с нами. Он реален. Мы не утратили его. Близкого человека можно признать в другой форме, порой даже более красивой, чем раньше.
Не нужно становиться лотосом
Многие из нас хотят добиться успеха, быть во всем первыми. Нам кажется, что обрести счастье можно, только став номером один. Но для достижения этой цели приходится посвящать свою жизнь работе. Вы перестаете видеться с членами семьи и друзьями, у вас нет времени на себя, на поддержание своего здоровья.
Нужно сделать выбор: вы хотите быть лучшим или быть счастливым? Можно стать жертвой успеха, но нельзя стать жертвой своего счастья.

Пункт назначения
Когда древние люди впервые начали ходить и бегать, они либо гнались за кем-то, либо убегали от кого-то. Энергия погони и бегства встроена в каждую клетку нашего тела. Сегодня нам не нужно охотиться, бороться или убегать от опасности, однако мы по-прежнему вкладываем в свои движения ту же энергию.
Попробуйте ходить так, словно пункт назначения — в каждом шаге.
Из Homo erectus мы превратились в Homo sapiens, а теперь имеем все шансы стать Homo conscious — внимательными и пробужденными людьми. Представители этого вида будут ходить в свободе, ведь ходьба в спокойствии и свободе — прекрасный способ объединить абсолютное и историческое измерения и остановить наконец свой бег.
Слишком много мыслей
Философ Рене Декарт пытался доказать, что «я» существует, провозгласив: «Мыслю, следовательно, существую». Конечно, нельзя отрицать мышление и тот факт, что этот процесс имеет место. Однако проблема заключается в излишнем мышлении.
Люди думают о прошедшем дне и беспокоятся о завтрашнем, и эти мысли отвлекают от настоящего момента, от «здесь и сейчас». Когда мы попадаем в ловушку мышления, наш ум словно покидает тело, теряя связь с реальностью. Поэтому точнее будет сказать так:
Мыслю (слишком много), следовательно, существую (но не живу своей жизнью).
Ничто не исчезает
Первый закон термодинамики — закон сохранения энергии — гласит: ничто не может быть создано или уничтожено, все претерпевает трансформацию. Поэтому ошибочно считать, что после смерти мы исчезнем. Пока мы живы, наша жизнь есть энергия, однако и после смерти мы остаемся энергией. Она постоянно меняется и трансформируется, но никуда не исчезает.
Нельзя полагать, что после смерти ничего нет. Что-то не может стать ничем.

Потеряв близкого человека, мы скорбим по нему, но сосредоточение на пустоте и беззнаковости позволяет взглянуть вглубь и понять, что он по-прежнему существует — внутри нас и рядом с нами. Он реален. Мы не утратили его. Близкого человека можно признать в другой форме, порой даже более красивой, чем раньше.
Не нужно становиться лотосом
Многие из нас хотят добиться успеха, быть во всем первыми. Нам кажется, что обрести счастье можно, только став номером один. Но для достижения этой цели приходится посвящать свою жизнь работе. Вы перестаете видеться с членами семьи и друзьями, у вас нет времени на себя, на поддержание своего здоровья.
Нужно сделать выбор: вы хотите быть лучшим или быть счастливым? Можно стать жертвой успеха, но нельзя стать жертвой своего счастья.

Вступив на путь счастья, вы с большей вероятностью добьетесь успеха и на работе. По мере обретения внутреннего спокойствия повысится и ваша работоспособность. Но для этого нужно сделать счастье своим приоритетом. Примите себя такими, какие вы есть. Вам не нужно становиться кем-то другим, как розе не нужно становиться лотосом, чтобы стать счастливой. Как и роза, вы уже прекрасны.
Легкость
У всех нас есть способность испытывать спокойствие и легкость. Но если не развивать ее, энергия легкости может быть слабой. Удастся ли вам вспомнить моменты, когда вы действительно чувствовали легкость? Можете ли вы создать такие моменты?
Следует дышать так, чтобы каждый вдох и выдох были приятными и спокойными.
Наполняя процесс дыхания радостью, счастьем и умиротворением, мы можем остановиться и погрузиться в настоящий момент. Это исцелит нас. Но если мы по-прежнему стремимся чего-то достичь, значит, мы все еще не можем остановиться, даже если объектом наших стремлений является хорошее здоровье или самоконтроль.
Никто не создаст счастье за нас
Проснувшись утром, вы можете выбрать, с чего начнете свой день. Я рекомендую начинать день с улыбки. Почему? Потому что вы живы и получили в подарок еще 24 часа. Новый день — настоящий подарок судьбы. Порадуйтесь ему и пообещайте, что проживете эти часы полноценно и не потратите их впустую.
Каждый день наполнен чудесными действиями: мы гуляем, дышим, завтракаем и ходим в туалет.
Искусство жизни означает умение быть счастливым в любой момент. Никто не создаст счастье за нас. Мы должны создать его сами. Благодаря внимательности и благодарности это возможно прямо сейчас.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓


Не делать, а быть. 10 мыслей Тит Нат Хана, расставляющих всё по местам