Мой дед, когда заходит к нам в гости, здоровается с каждым, кто повстречается ему на лестничной клетке. Считает, что в одном доме не может быть посторонних, все свои. Их поколению выдали квартиры много лет назад, они жили открыто, ходили друг к другу в гости.
Чтобы кто-то вызывал электрика или сантехника — да никогда! Все делали сами, своими силами, выручали друг друга. Женщины в ответ, в качестве благодарности, пекли пироги и ватрушки, угощали. Приглядывали за чужими детьми, как за своими.
По праздникам собирались в полисаднике за домом, накрывали стол, сидели, песни пели.
Это время ушло без следа. Теперь отношения между людьми другие, более сдержанные, доверия нет. Двери плотно закрыты. Нужна соль или мука позарез — спускайся в круглосуточный магазин, а к соседям не стучись, не беспокой.
К нам в высотку несколько лет назад переехала семья из маленького села. Муж, жена, двое детей. Душа у каждого нараспашку. Женщина, чтобы задобрить соседей, принялась соленья в баночках раздавать. Столичные дамы брезгливо смотрели на закрутки и отказывались: «Спасибо, не надо. Мы такое не едим».
Семья, привыкшая жить на земле, побелила деревья у дома, выкорчевала сорняки, подрезали живую изгородь. Им влетело от управляющей компании: не лезьте в наши дела со своей инициативой!
Старожилы дома пальцем показывали: вот это еще не мешало бы покрасить, вот это отремонтировать. Глава семейства разводил руками: сделал бы, да УК запрещает.
Старшая дочь этой семьи развлекала на детской площадке малышню, придумывала им забавные игры, а взрослые сидели рядом, на скамейках, каждый в своем телефоне. Через некоторое время все привыкли, и вместо того, чтобы радоваться и благодарить, стали относиться потребительски:
«Где новенькие? А вот вы где… Вы мяч принесли? Алина, займи детей!»
Эта же девочка как-то помогла больной соседке: убрала квартиру, суп сварила. Так другие бабушки ее задергали, то одной надо окна помыть, то другой мебель переставить. Не за «спасибо» даже, а просто так.
Один человек дает ресурс, а другой его потребляет. Не пропадать же добру.
Нам ведь в голову не приходит благодарить плиту за то, что включается газ. Или радоваться тому, что из крана течет вода. Так же и тут: ты даешь, а мы возьмем. Ответная благодарность? А мне тебе предложить нечего… Мы старые, больные, пенсии у нас маленькие. Так что ты девочка, заходи почаще. Мы будем рады любой твоей помощи!
Семья оценила обстановку, сделала выводы. И стали жить как все. Я никому ничего не должен. И мне не должны.
Потом они уехали, соседи, которые этой семьи сторонились, спохватились: «Такие люди! На вес золота! Ах, как капусту солили, ах, руки у них золотые». Называется, распробовали.
Михаил Пришвин говорил:
Зло делать много легче добра. И всё-таки живем и собираемся жить в будущем в том уповании, что добро побеждает зло.
Писатель считал, что в нашем мире подлости и злости больше оттого, что вы мы разучились делать добрые поступки. Творить добро.
Но, как я приводила примеры выше, как только люди начинают их творить, сразу находятся те, кто готов сесть к ним на шею.
Эрих Мария Ремарк писал:
«Скромность и добросовестность вознаграждаются только в романах. В жизни же подобные качества, пока они кому-то нужны, используются до конца, а потом на них просто плюют».
Творить добро — это не обязательно снять последнюю рубашку и отдать, чтобы тобой восхищались и любили тебя. Чтобы однажды выручили в ответ, оторвав от себя последнее. Чтобы озарять мир добром, не обязательно выворачиваться наизнанку, работать для других наизнос. Зачем этот пафос и надрыв?
Вполне достаточно не хранить в себе обид и раздражения, не винить никого в своих бедах, не желать никому зла, не хамить в ответ на хамство, выполнять свою работу добросовестно, не хитрить и не лгать. И это уже немало.
По материалам —Cactus