В крестьянской среде к праздничной одежде было особое отношение. Для того, чтобы её изготовить или приобрести, приходилось немало потрудиться. Поэтому носились такие наряды редко, хранились бережно, а при случае могли передаваться по наследству.
Это вам не фаст-фэшн какой-нибудь. Из-за подобной щепетильности одежда «для особых случаев» встречается в музеях чаще, чем незамысловатая повседневная.
Крестьянству в большинстве своём были недоступны шелка, жемчуга и золотное шитьё (хотя, как и в любом правиле, здесь имеются исключения). В ход шло всё, что могло подчеркнуть незаурядное назначение костюма: более яркий цвет, усложнённые варианты вышивки, дополнительная отделка.
Особое внимание уделялось аксессуарам: пояса, украшения, сумочки и, при возможности, обувь могли также отличаться яркостью, более богатой отделкой и материалами. Несколько слов о ткани. Домотканые одежды использовались в повседневности, а для праздничного наряда крестьяне старались раздобыть фабричный материал.
Это сейчас, в период тотальной глобализации, наша одежда малоинформативна, и женщины в 40 лет запросто могут носить примерно то же самое, что носят двадцатилетние барышни.
А ещё 150 лет назад по тому, в каком наряде его обладательница пришла, скажем, на воскресную службу, можно было узнать много о её материальных возможностях, семейном положении, вкусовых предпочтениях и из какого уезда какой губернии пожаловала.
Согласитесь, очень личная информация. Лучше паспорта рассказывал костюм и, может, даже лучше аккаунта в современной соцсети.
На картинках я старалась показать, насколько отличаются костюмы замужних и незамужних женщин. Каждый этап в жизни женщины вносил коррективы в ее гардероб. К примеру, незамужние девушки демонстрировали свою косу как показатель здоровья.
Сразу же после венчания косу расплетали и заплетали уже 2 косы (это целый обряд с особенными песнями и ритуалами), которые укладывались вокруг головы и закрывались головным убором, подчас и не одним. С этого момента демонстрировать волосы кому либо, кроме мужа, было позором (отсюда и пошло выражение «опростоволоситься»).
Головные уборы сразу же после замужества полагались специальные. Например, сорока, достойная отдельной статьи. Самая нарядная – у молодых женщин после свадьбы.
Далее, с рождением каждого ребенка, убор мог становится все более простым. И у старух, женщин, не способных по возрасту к деторождению, он становился совсем лаконичным, со скромной вышивкой.
Даже в рамках одной губернии существовало множество нюансов в костюме. Поэтому рассказ мой имеет обобщённый характер.
Конечно же, роль праздничной одежды отводилась сарафану в различных его вариациях.
Сарафан комплектовался с рубахой, которая часто очень хитро кроилась. Верхняя часть рубахи, т.н. «рукава» – шилась из наиболее дорогой, тонкой и нарядной ткани, а нижняя часть, начинавшаяся под грудью («подстава» — ну тут, я думаю, уже из названия понятно ?) и доходившая до колен, а то и ниже, из грубой домоткани.
Девушки могли носить рубаху (разумеется, в этом случае это была рубаха из однородного по качеству материала) в комплекте со сборчатой юбкой. Часто костюм дополнялся передником, который мог быть как с грудкой, так и без неё.
Если вам интересно, как одевались наши предки, ставьте плюсик в комментариях. Статья написана по научным материалам, поэтому достоверность её высокая.
Планирую написать ещё несколько статей о крестьянской одежде на Руси. Подписывайтесь по этой ссылке, чтобы не пропустить: Блог стилистки!
Огромное спасибо всем, кто поставит палец вверх и поделится статьёй в соцсетях!